Теперь самые смелые могут пройти курсы "Воздухоплавателей" в Артеке и подняться выше облаков на Аэростате!

С этого года в Артеке начал работать кружок начинающих воздухоплавателей

Немного истории

История воздухоплавания

В 1783 году в небольшом городке Анноне во Франции братья Этьен и Жозеф Монгольфье сконструировали первый во Франции воздушный шар, названный "монгольфьером" в честь своих создателей. Братья были богатыми людьми, владели фабрикой по производству бумаги, изучали науки и применяли полученные знания на практике.

Однажды, наблюдая за проплывающими облаками в небе, они вырезали из холста большой шар и попытались наполнить его горячим паром. Но пар быстро остывал, превращался на материи в капли воды, шар становился тяжелым и не поднимался в воздух.

Жозеф знал об открытии водорода английским ученым Генри Кавендишем, газа, который был не только горюч, но и легче воздуха в четырнадцать раз.

Братья купили водород, но и в этот раз шар не поднимался - газ быстро просачивался через ткань оболочки. Использование вместо ткани бумаги тоже не привело к успеху.

Как-то, зимой вечером, старший брат Жозеф увидел, как у его жены, наклонившейся к камину, высоко задралась юбка. Объяснения жены заинтересовали Жозефа. Она утверждала, что всему виной дым, который поставил ее в неловкую ситуацию.

Монгольфье осенило – он должен наполнить шар дымом. Изобретатель использовал ткань и бумагу, пропитывая их раствором квасцов.

Жители города узнали об увлечении братьев и попросили явить городу предмет своих изысканий.

Воздухоплавание - первый шаг в небо.

Братья пошли навстречу жителям и назначили на 5 июня 1783 года старт воздушного шара. Они очень упорно готовились к этой дате. Они сделали огромный шар из ткани, проклеенной бумагой, посредине шар укрепили матерчатым поясом, к которому прикрепили веревки для того, чтобы удерживать воздушный шар во время его наполнения дымом.

К низу шара была приделана деревянная рама, через которую планировали запускать горячий воздух. В итоге, шар весил более 200 кг и был в высоту с трехэтажный дом.

В назначенный день, когда жители города собрались на площади, братья развели костер. Помощники взялись за веревки, а братья расположили низ шара над костром. Наполняясь горячим воздухом, шар вырастал на глазах, и жители Анноне увидели надпись на оболочке аэростата “AD Astra ”, что в переводе с латыни означает “К звездам ”. Когда 8 человек, удерживающие шар, отпустили веревки, шар взмыл в небо. Ликованию жителей города не было предела, вместе с ними радовались успеху и братья Монгольфье. И хоть воздушный шар пролетел не более километра, этот маленький французский городок занял почетное место в истории воздухоплавания.

Известие о летающем шаре дошло до короля Франции Людовика XVI, который пригласил братьев в Париж. В это время, Академия наук по поручению короля, обратилась к известному ученому, профессору Консерватории наук и ремесел, физику Жаку Шарлю объяснить изобретение монгольфьера. Но он использовал в своих опытах шар,

наполненный водородом. Для его создания, вместе с братьями Роберами, был использован шелк и раствор каучука, что дало возможность сделать прорезиненную ткань.

В августе 1783 года в Париже Шарль наполнил шар водородом и запустил в небо. Аэростат стремительно набрал высоту, но лопнул в облаках. Жак понял, что виной этому атмосферное давление и ждал прибытия в Париж братьев Монгольфье, чтобы узнать, как им удалось решить эту проблему.

Братья Монгольфье показали свой шар Академии наук осенью 1783 года. Шар был сконструирован младшим братом Этьеном в форме бочки, раскрашенной вензелями высотой более двадцати метров. Демонстрация вызвала такой восторг, что решено было ее повторить в присутствии короля. Воздушный шар к этому времени пришел в негодность, оболочку аэростата размыло дождем. Братья сконструировали новый шар, работая при этом день и ночь, чтобы успеть к сроку.

19 сентября 1783 года в Версале был запущен воздушный шар, на борту которого находились баран, утка и петух. Аэростат пролетел четыре километра и успешно приземлился. Король удостоил братьев наградами. С того момента все воздушные шары, использующие дым в качестве подъемной силы стали называть монгольфьерами.

Братья Монгольфье не остановились на достигнутом, они мечтали полететь сами на воздушном шаре. Они сделали новый аэростат, высотой более двадцати двух метров и пятнадцати метров в диаметре. Внизу шара была расположена галерея для двух человек с очагом посредине для сжигания влажной соломы. Король Луи XVI был против участия братьев в рискованном проекте и предложил лететь на воздушном шаре двум преступникам, приговоренным к смертной казни.

Пилатр де Розье, принимавший активное участие в постройке воздушного шара, был против такого решения короля. Он хотел сам остаться в истории воздухоплавания, его кандидатура была одобрена. Вторым пилотом аэростат стал маркиз д'Арланд – яркий поклонник воздухоплавания.

21 ноября 1783 года воздушный шар поднялся в воздух, пролетев над Парижем двадцать три минуты, поднявшись на высоту девятьсот метров.

Всем людям, совершим свой первый полет на шаре, по традиции дарят графские титулы. Эта традиция берет начало с того момента, как братья Монгольфье впервые покатали на воздушном шаре короля Людовика XVI. Король был так восхищен полетом, что даровал воздухоплавателям земли, над которыми они пролетали. После этого, он уточнил: "Ваши, пока вы над ними летите".

С того времени, воздухоплаватели со всего мира посвящают всех, кто летал на воздушном шаре землей, огнем и водой и дарят те земли, где аэростат совершил посадку.

Воздухоплавание - кто хоть раз пробовал полетать на воздушном шаре - то навсегда запомнит это...

Классификация Аэростатов

Международная авиационная федерация (ФАИ), штаб-квартира которой находится и Париже, занимается авиационно-спортивной деятельностью, а также регистрацией рекордов в этой области, включая космические рекорды. В соответствии со спортивным кодексом ФАИ все летательные аппараты делятся на 16 классов, которые обозначаются заглавными буквами латинского алфавита. Так, все воздушные шары (свободные аэростаты) относятся к классу А, дирижабли - к классу В, самолеты - к классу С и т.д.

Свободные аэростаты (класс А) делятся на пять подклассов, каждый из которых состоит из 15 категорий в зависимости от объема оболочки. Обозначение подкласса состоит из буквы, обозначающей класс, в данном случае «А», и собственно подкласса, обозначаемого А,Х,М,S и Т

К подклассу АА относятся свободные аэростаты, подъемная сила которых создается газом легче воздуха, без бортового подогревателя воздуха я без наддува оболочки. Такие аэростаты принято называть газонаполненными аэростатами, иногда по имени изобретателя Жака Шарля их называют шарльерами.

К подклассу АХ относятся свободные аэростаты, подъемная сила которых создается только подогреваемым воздухом. В оболочке не должно содержаться никаких других газов кроме воздуха и обычных продуктов горения. Собственно этот подкласс является подклассом монгольфьеров, или тепловых аэростатов.

К подклассу АМ относятся аэростаты, в которых используются как газ легче воздуха, так и бортовой подогреватель воздуха без наддува оболочки. Эти аэростаты по имени их автора Пилатра-де-Розье называют розьерами.

К подклассу АS относятся аэростаты, использующие газ легче воздуха и рассчитанные на наддув оболочки в такой степени, чтобы оказывать заметное влияние на характеристики аэростата. Примером таких аэростатов могут служить аэростаты, использующие в качестве балласта атмосферный воздух, который находится под низким давлением в специальной оболочке, подвешенной под гондолой аэростата.

К подклассу АТ относятся аэростаты, не попадающие в подклассы АА, АХ, АМ или АS.

В таблице 4.1 даны полные обозначения всех категорий свободных аэростатов в зависимости от объема оболочки.

ФАИ является спортивной организацией, однако предложенная ею классификации достаточно полная и используется не только в спортивном воздухоплавании.

Наиболее распространенными тепловыми свободными аэростатами, используемыми на соревнованиях, являются аэростаты АХ-7 (с объемом оболочек от 1600 до 2200 м3 и берущие на борт 3...4 человека), реже используются АХ-6 или АХ-8. Аэростаты АХ-9 и выше следует отнести уже к коммерческим, используемым для катания пассажиров.


Классификация аэростатов

Объем, м3 Обозначение

250-400 АА-2 АХ-2 АМ-2 АS-2 АТ-2

400-600 АА-3 АХ-3. АМ-3 АS-3 АТ-3

600-900 АА-4 АХ-4 АМ-4 АS-4 АТ-4

1200-1600 АА-6 АХ-6 АМ-6 АS-б АТ-6

1600-2200 АА-7 АХ-7 АМ-7 АS-7 АТ-7

2200-3000 АА-8 АХ-8 АМ-8 АS-8 АТ-8

3000-4000 АА-9 АХ-9 АМ-9 АS-9 АТ-9

4000-6000 АА- 10 АХ-10 АМ-10 АS-10 АТ-10

6000-9000 АА- 11 АХ- l1 АМ-11 АS-l1 АТ-11

9000-12000 АА-12 АХ-12 АМ-12 АS-12 АТ-12

12 000-16000 АА-13 АХ-1333 АМ-13 AS-13 А'Г-13

16000-22000 АА-14 АХ-14 АМ-14 АS-14 АТ-14

22000 и более АА-15 АХ-15 АМ-15 АS-15 АТ-1